+7(900) 599-33-30

info.marianna48@yandex.ru

Пяльца для вышивки и другие инструменты для вышиванием золотом

Для вышивания золотом необходи­мы иголки, наперстки, ножницы, витейка, шильце и пяльцы.

Иголки. Нужно иметь несколько иголок разной длины и толщины для различных нитей и тканей.

Ножницы. Для обрезания нитей на вышивке удобны маленькие или средние ножницы, а для разрезания тканей — большие.

Наперстки. В золотом шитье практически одинаково работают как правая, так и левая рука (левая снизу, правая сверху), поэтому не­обходимо иметь наперстки для обе­их рук. Можно пользоваться метал­лическими и пластмассовыми на­перстками, главное, чтобы они подходили точно по размеру пальца и были удобны.

Витейка — это длинная (обычно 23 см) катушка из твердого дерева, на которую наматываютзолотые или серебряные нити и которой эти нити направляют по узору вышивки (рис. 1). Благодаря витейке нити не соприкасаются с руками, не теряют блеск и избегают излишнего трения. Первый слой на витейке делают из хлопчатобумажных или льняных ни­ток, чтобы золотая нить не скользи­ла по катушке. К концу хлопчатобу­мажной нити привязывают золотую нить и наматывают ее поверх про­стых нитей.

Виды пялец, запяливание.

Для выполнения золотошвейных работ необходимо иметь крепкие пяльцы. Основное назначение пялец — держать ткань в натянутом со стоянии, чтобы предохранить вышив­ку от сжатия. Пяльцы бывают круглые и прямоугольные. В круглых пяльцах обычно вышивают небольшие миниатюрные работы, не превышающие внутренний размер пялец. В золотом шитье это маленькие панно, брошки, узоры для небольших сумочек и т. д. Круглые пяльцы состоят из двух дере-вянных обручей, из которых один чуть меньше другого по диаметру. Наибо­лее пригодные для шитья золотом так называемые швейцарские круглые пяльцы (рис. 2).

рис.2

Их внутренний обруч имеет ручку и винт, которым пяльцы прикрепляются к столу. Так как в про­цессе вышивки участвуют обе руки, пяльцы должны быть закреплены. Для мягкости внутреннее кольцо об­матывают тонкой тканью, затем на не­го кладут расправленную материю и надевают большое кольцо. Если вы­шиваемый кусочек ткани меньше раз­мера пялец, то его предварительно наращивают, пришивая со всех сто­рон ткань. Вышиваемый узор должен находиться в центре круга.

Для золотого шитья обычно ис­пользуют разборные прямоуголь­ные пяльцы. Все детали пялец изго­тавливают из сухого, легкого дерева без сучков и хорошо полируют.

Пяльцы (рис. 3) состоят из двух ос­новных продольных планок-линеек (1) с прибитыми или приклеенными полосками ткани (6), двух плоских поперечных планок (2) с отверстия­ми для колышков (4), двух круглых или квадратных тонких, но крепких палочек (3) или металлических пру­тьев, которые вставляются в мешки (карманы) с прорезями (5) для ве­ревочек. В основном ткань запяливают по основе (долевой), но есть вышивки, в которых неважно переплетение нитей ткани и их направление. К ним относится шитье по картону (в глади и золотом шитье) — картон держит форму. Ткань для вышива­ния пришивают к полоскам ткани основных планок (1). Здесь необхо­димо обратить внимание на то, что­бы ткань была расположена одина­ково относительно середины и кра­ев планок. Для этого нужно отметить середину на ткани планок и на изделии, а при запяливании их совместить. На прибитых полосках ткани (б) эту отметку можно сделать постоянной. Затем запяливаемую ткань швом «назад иголку», «строч­кой» или на швейной машине при­шивают к боковым карманам с про­резями (5). Шов должен быть ровным, без перекосов. Предвари­тельно лучше сделать наметку. При запяливании углы ткани заши­вают, чтобы материал не полз и не косил на углах (боковые мешки на пересечении пришивают к основ­ным полоскам или наоборот). Сна­чала боковые планки (2) вставляют в основные (1), затем в отверстия на планках (2) вставляют колышки (4) со всех четырех сторон, регулируя натяжение ткани. Палочки (3) вставляют в боковые карманы и при помощи веревочек, продетых в прорези карманов, ткань натягивают до нужного состояния (рис. 4).

рис.4

Натяжение посредством веревочек с левой стороны пялец обычно делают сверху вниз и веревочку закручивают против часовой стрелки, то есть вдевают в прорези кармана из-под пялец. С правой стороны пялец натяжение делают снизу вверх, шнур продевается тоже из-под пялец, но по часовой стрелке. При та­ком запяливании веревочка легко подтягивается, если натяжение тка­ни в процессе работы уменьшается. Можно делать и по-другому, но главное, чтобы веревочка во всех с лучаях вдевалась в карманы из-под пялец. Излишки веревочки наматы­вают на конец поперечной планки и закрепляют. Натяжение должно быть сильным, чтобы ткань не про­висала. Обычно после нескольких дней работы оно ослабевает. При помощи веревочки ткань мож­но подтянуть. Запяливая ткань, важ­но равномерно натянуть ее, чтобы она не перекосилась.

В некоторых пяльцах основные планки (1) делают круглыми. Такими пяльцами пользуются при выполне­нии больших работ, которые по мере вышивки накручивают на круглые планки. Чтобы не испортить ткань и работу, планки должны быть совершенно гладкие. Для работы пяльцы устанавливают на специальные подставки или стойки. Показанную на (рис. 5) стойку можно использовать как для уста­новки пялец, так и для запяливания ткани, Она состоит из двух верти­кальных стоек, скрепленных внизу перекладиной и вращающейся прямоугольной разборной рамки. Рамка иключает две поперечные планки с отверстиями, в которые вставляют две продольные круглые палки.

рис.5

На этой рамке можно закреплять пяльцы с запяленной тканью, привязав их к продольным палкам. При работе можно без особых уси­лий переворачивать пяльцы вместе с рамкой на обратную сторону и возвращать в исходное положение. При запяливании ткани в прямо­угольную рамку стойки рамка может поворачиваться лишь незначитель­но, на небольшой­ угол, так как вере­вочки, натягивающие ткань в про­дольном направлении, накручива­ются непосредственно на поперечные планки и мешают полному повороту пялец. Высоту уста­новки пялец можно регулировать от­верстиями в вертикальных стойках. Пяльцы можно положить на два одинаковых по высоте стула или стола. Высота подставок должна быть такой, чтобы можно было ра­ботать не сутулясь. Как правило, пяльцы располагают немного выше уровня обычного стола. При работе необходимо, чтобы свет падал сле­ва. Это связано с тем, что вышива­ние производится двумя руками — правая рука сверху, а левая снизу пялец.

Об авторе МариАнна48

...  Все статьи автора